28.02.2019 17:54
-Важнее доверие или правда?
-Порядочность.
Правда ведь основана на доверии?
Это может быть верным утверждением, если источник "правды" многократно подтверждал свою репутацию, становясь в итоге источником,
которому можно доверять, так сказать, "проверенным источником" правды.
Тогда доверие основано на правде?
И это может стать верным утверждением, если вашим доверием не пытаются распорядиться против вашей воли, с целью манипуляции.
Тогда правда основана на честности и искренности?
И это может являться верным утверждением, если честность и искренность основаны, в свою очередь, на порядочности, а не на выгоде.
Не простой выбор, правда?
Стоит учесть научные данные поведенческой экономики, за вклад которой в понимание проблем выбора, была присуждена Нобелевская премия за 2017 год.
И в чём суть проведенных исследований?
В выборе который делается, среди прочего, ключевую роль играет несколько факторов:
-разделяемые ценности;
-ключевые убеждения;
-выбор, который присущ большинству.
Если речь идёт о индивидуальном выборе, при чём здесь выбор большинства?
Да, здесь действительно интересно, поскольку речь идёт о некой "доказательной базе" правильно сделанного выбора, в которой нуждается отдельно взятый человек.
И именно "выбор большинства" даёт индивиду дополнительное и очень важное подталкивание по направлению к "мейнстриму".
Так, а можно доверять тем, кто формирует именно этот "мейстрим" в выборе большинства?
И опять очень интересно, ибо если человек не привык, не способен или не научился рефлексировать на собственные ценности и убеждения, то тем более ему сложнее опираться на свой собственный выбор.
Ведь как понять, что выбор мой?
Учитывая, что ряд ценностей и убеждений не так просто обнаружить, ввиду их бессознательной природы, что во много определяет "скрытые мотивы" выбора, ещё труднее понять, что это я есть "ведомый большинством" и выбираю из желания принадлежать своей "референтной группе".
Может тогда я вообще не выбираю по сути, а своим выбором пытаюсь извлечь хоть какую то выгоду, например психологическую, в виде принятия "значимым другим"?
Мы подошли к сути. Выбор зачастую может иметь вторичную выгоду, которая может быть, как хорошо осознаваемой, так и наоборот, скрытой от осознания.
Как выбирать осознанно?
Вот он, самый сложный вопрос, на который нет легкого простого и понятного ответа по простой причине. Осознанный выбор дело сугубо индивидуальное, это раз.
И выбор происходит субъектом наделённым свободой и ответственностью, это два. И эти категории про духовность, которая и является настоящим выбором в психотерапии Лучшего решения.
Может я стал моралистом?
Ну уж нет, я так не думаю.
Скорее общественная мораль становится всё более изменчива, а в профессиональных запросах приходится регулярно встречаться с вопросами "по ту сторону морали".
И в свете многого происходящего "в окружающем мире" пришлось разбираться в понятиях и причинно-следственных связях, которые выходят и за рамки и психотерапии, и консультирования, и общественной морали, и философии, и этики, и современной культурной ценностной парадигмы доминирующих убеждений относительно "вопросов доверия и правды".
Так в чём тогда и правда Лучшее решение, которому можно доверять в психотерапии и жизни?
Вот над этим вопросом и тружусь, благо, что "продвинутые клиенты", а также друзья и коллеги в этом помогают.
И искреннее спасибо вам за это!
За что, спросите Вы?
За Вашу порядочность, которую не приобрети, ни выменять, ни за какие материальные, психологические или какие то ещё там "коврижки".
А благодарность незнакомому читателю?
Обязательно!
Вам, многоуважаемый читатель, кто дочитал до конца, и кто понял, о чём это я вообще пишу, отдельная, глубокая признательность!!!
Лучшее решение
(с) Виктор Гречановский
www.psy.ua
Все записи...