12.02.2019 14:02
Любовь и психотерапия
-Любовь в психотерапии есть ценой, целью, ценностью или средством?
-Серьёзно?
Если серьёзно, то как любить в психотерапии?
Как родитель-дитя, сверху-вниз или горизонтально, на равных?
С самого начала обозначу свою позицию: я не разделяю идеи патернализма в психотерапии.
Что это значит?
Не считаю вправе решать или делать что-либо за своего клиента из соображений родительской заботы о нём.
Считаю, что во всех случаях общения с человеком «осознающим»,
то есть способным и желающим брать на себя ответственность за происходящее с ним, патернализм
не уместен.
Как сегодня проявляется патернализм в психотерапии?
Концептуально это
выглядит просто, там, где человек в контакте становится «Оно», вместо диалога «Я»
и «Ты».
Конечно это происходит по разным причинам, одной из которых является сознательное или бессознательное желание психотерапевта быть хорошим родителем, "догнать и причинить добро" своему клиенту, который становится таким образом "Оно" или "дитя неразумное" требующее заботы и любви посредством заботы о себе, внешнего контроля, руководства к действию и так далее.
Патернализм это оправдывает, но верно ли это?
Фрустрация потребностей клиента позволяет оформиться фигуре взаимодействия и развиться в этом взаимодействии, не через потакание желаниям, а через "здоровую фрустрацию".
Это вызов быть "плохим родителем", не диктующим правила в старой мировоззренческой парадигме, а участвующим "на равных" в создании нового и лучшего, в парадигме желаемого будущего.
Как понять проявления патернализма?
Тоже просто, "Оно" или "оно же как дитя" утрачивает свойства субъекта, наделённого свободной волей и соответственно
правом своего собственного свободного выбора.
Как это проявляется в симптомах психопатологии?
По разному, по большому счёту, как угодно, ведь смысл любых проявлений также может интерпретироваться с позиций патернализма, как "я лучше знаю" про "Оно", ибо, "кто тут кому доктор".
Речь идёт не о смене ролей терапевт-клиент, а о равенстве личностном, реальном, вместо декларируемого, под девизом: "мы равны, но я ровнее".
Важен не сам симптом и его символическое значение, и не власть над симптомом, а смысл понятный для самого клиента и власть его самого над симптомом, как частью самого себя.
Что же значит на практике позиция психотерапевта поддающего критике патернализм?
Я не ищу и не даю вертикально, не важно сверху-вниз или снизу-вверх, ориентированной коммуникации, поддержки, учёбы.
Мир взаимодействия между людьми становится всё более
и более горизонтальным, и социальные сети сегодня убедительный тому пример.
Счастье, что я это понял задолго до появления социальных
сетей, ещё в начале своей практики в 80-х, возможно, именно это понимание
позволило мне удержаться и развиться в профессии, поскольку мои самые главные учителя, вдохновляющие меня в творчестве психотерапии
это мои пациенты, клиенты, студенты, коллеги, с которыми можно быть "на равных".
Когда-то давно, меня удивляли позиции некоторых коллег говорящих открыто или транслирующих без слов: "мы не равны" и их пространные рассуждения о "профессиональном вкладе", "признании заслуг", "статусе в сообществе", "естественной иерархии" и прочих способах присвоить себе то, что им могут дать только другие, а не они сами себе.
Патернализм в своей несостоятельности? Очевидно. Сейчас подобное уже не удивляет, скорее вызывает сочувствие. Как и то, что собственно сам патернализм, как способ существования, находится в кризисе, но не остром, а скорее хроническом, где за постепенной стагнацией неизбежно небытие.
Тогда о чём я и зачем это пишу и трачу на это время?
Важно быть понятым и поделиться своими мыслями за рамками
психотерапевтической сессии, терапевтической или учебной группы.
Ведь в сессии, группе, мысли принадлежат полю взаимодействия с клиентом, группой, это и есть контакт и реализация запроса на присутствие и
близость.
А что меняется здесь, в повествовательном жанре?
Появляется свобода «от другого и других» и меняется многое в
восприятии собственных мыслей и мыслей, высказанных моими клиентами, и тех,
которые пришли в других процессах, например во время прогулки, объятий с собакой, чтения книги
или просмотра рекомендованного фильма.
Фильм, который рискну посоветовать посмотреть людям
думающим, на тему психопатологии, психиатрии, психотерапии и психологии, роли любви в жизни человека страдающего, отсутствующего отца и эмоционально «мёртвой»
матери, выбора врачебного, психотерапевтического и клиентского, отдельно
каждого и всех вместе, в сознательном и бессознательном альянсе.
В этом сложном взаимодействии сознательного и бессознательного между врачом и пациентом, психотерапевтом и клиентом, всегда стоит незримый выбор между «Оно» и «Я», «Оно»
и «Ты», «Оно» и «Оно» или «Я» и «Ты».
От
этого волшебного «Я» и «Ты» зависит главное,
сложится ли терапевтическое «Мы» или, что печально, «этому нельзя помочь».
Фильм «Песнь слона» (2014) советую смотреть внимательно от начала и до конца ибо, как известно, "дьявол в деталях".
Этот фильм не может не вызвать сложных чувств, особенно в
искушённой профессиональной и клиентской аудитории, и возможно вызовет мысли в продолжение темы,
поднятой здесь.
Мысли о любви в психотерапии вдохновляют меня на дальнейший поиск
Лучшего решения в психотерапии и возможно что-то ускользающее, станет доступным пониманию.
Да, всё таки, напоследок, не удержусь задать Вам вопрос, про то, что есть любовь для героев фильма и какая для каждого из них цена, цель, ценность и средство любви?
Да, и любовь в психотерапии есть ценой, целью, ценностью или средством?
Да, серьёзно.
Лучшее решение
(с) Виктор Гречановский
www.psy.ua
Все записи...