Хотите любви, любите!
"Хотите любви, любите! Вам никто не мешает, кроме Вас"

Виктор Гречановский
Лучшее решение в психотерапии :)
Лучшее решение в психотерапии: psychotherapy.ua

Виктор Гречановский

Блог / Любовь в психотерапии

12.02.2019 14:02


Любовь и психотерапия

-Любовь в психотерапии есть ценой, целью, ценностью или средством?

-Серьёзно?


Если серьёзно, то как любить в психотерапии?


Как родитель-дитя, сверху-вниз или горизонтально, на равных?


С самого начала обозначу свою позицию: я не разделяю идеи патернализма в психотерапии.


Что это значит?


Не считаю вправе решать или делать что-либо за своего клиента из соображений родительской заботы о нём.

Считаю, что во всех случаях общения с человеком «осознающим», то есть способным и желающим брать на себя ответственность за происходящее с ним, патернализм не уместен.


Как сегодня проявляется патернализм в психотерапии?


Концептуально  это выглядит просто, там, где человек в контакте становится «Оно», вместо диалога «Я» и «Ты».

Конечно это происходит по разным причинам, одной из которых является сознательное или бессознательное желание психотерапевта быть хорошим родителем, "догнать и причинить добро" своему клиенту, который становится таким образом "Оно" или "дитя неразумное" требующее заботы и любви посредством заботы о себе, внешнего контроля, руководства к действию и так далее.


Патернализм это оправдывает, но верно ли это?


Фрустрация потребностей клиента позволяет оформиться фигуре взаимодействия и развиться в этом взаимодействии, не через потакание желаниям, а через "здоровую фрустрацию".

Это вызов быть "плохим родителем", не диктующим правила в старой мировоззренческой парадигме, а участвующим "на равных" в создании  нового и лучшего, в парадигме желаемого будущего.


Как понять проявления патернализма?


Тоже просто, "Оно" или "оно же как дитя" утрачивает свойства субъекта,  наделённого свободной волей и соответственно правом своего собственного свободного выбора.


Как это проявляется в симптомах психопатологии?


По разному, по большому счёту, как угодно, ведь смысл любых проявлений также может интерпретироваться с позиций патернализма, как "я лучше знаю" про "Оно", ибо, "кто тут кому доктор".


Речь идёт не о смене ролей терапевт-клиент, а о равенстве личностном, реальном, вместо декларируемого, под девизом: "мы равны, но я ровнее".

Важен не сам симптом и его символическое значение, и не власть над симптомом, а смысл понятный для самого клиента и власть его самого над симптомом, как частью самого себя.


Что же значит на практике позиция психотерапевта поддающего критике патернализм?


Я не ищу и не даю вертикально, не важно сверху-вниз или снизу-вверх, ориентированной коммуникации, поддержки, учёбы.

Мир взаимодействия между людьми становится всё более и более горизонтальным, и социальные сети сегодня убедительный тому пример.

Счастье, что я это понял задолго до появления социальных сетей, ещё в начале своей практики в 80-х, возможно, именно это понимание позволило мне удержаться и развиться в профессии, поскольку мои самые главные учителя, вдохновляющие меня в творчестве психотерапии это мои пациенты, клиенты, студенты, коллеги, с которыми можно быть "на равных".


Когда-то давно, меня удивляли позиции некоторых коллег говорящих открыто или транслирующих без слов: "мы не равны" и их пространные рассуждения о "профессиональном вкладе", "признании заслуг", "статусе в сообществе", "естественной иерархии" и прочих способах присвоить себе то, что им могут дать только другие, а не они сами себе.

Патернализм в своей несостоятельности? Очевидно. Сейчас подобное уже не удивляет, скорее вызывает сочувствие. Как и то, что собственно сам патернализм, как способ существования, находится в кризисе, но не остром, а скорее хроническом, где за постепенной стагнацией неизбежно небытие.


Тогда о чём я и зачем это пишу и трачу на это время?


Важно быть понятым и поделиться своими мыслями за рамками психотерапевтической сессии, терапевтической или учебной группы.

Ведь в сессии, группе, мысли принадлежат полю взаимодействия с клиентом, группой, это и есть контакт и реализация запроса на присутствие и близость.


А что меняется здесь, в повествовательном жанре?


Появляется свобода «от другого и других» и меняется многое в восприятии собственных мыслей и мыслей, высказанных моими клиентами, и тех, которые пришли в других процессах, например во время прогулки, объятий с собакой, чтения книги или просмотра рекомендованного фильма.


Фильм, который рискну посоветовать посмотреть людям думающим, на тему психопатологии, психиатрии, психотерапии и психологии, роли любви в жизни человека страдающего, отсутствующего отца и эмоционально «мёртвой» матери, выбора врачебного, психотерапевтического и клиентского, отдельно каждого и всех вместе, в сознательном и бессознательном альянсе.


В этом сложном взаимодействии сознательного и бессознательного между врачом и пациентом, психотерапевтом и клиентом, всегда стоит незримый выбор между «Оно» и «Я», «Оно» и «Ты», «Оно» и «Оно» или «Я» и «Ты». 

От этого волшебного «Я» и «Ты» зависит  главное, сложится ли терапевтическое «Мы» или, что печально, «этому нельзя помочь».


Фильм «Песнь слона» (2014) советую смотреть внимательно от начала и до конца ибо, как известно, "дьявол в деталях".


Этот фильм не может не вызвать сложных чувств, особенно в искушённой профессиональной и клиентской аудитории, и возможно вызовет мысли в продолжение темы, поднятой здесь.  

Мысли о любви в психотерапии вдохновляют меня на дальнейший поиск Лучшего решения в психотерапии и возможно что-то ускользающее, станет доступным пониманию.


Да, всё таки, напоследок, не удержусь задать Вам вопрос, про то, что есть любовь для героев фильма и какая для каждого из них цена, цель, ценность и средство любви?


Да, и любовь в психотерапии есть ценой, целью, ценностью или средством?


Да, серьёзно.


Лучшее решение

(с) Виктор Гречановский

www.psy.ua


Все записи...
Подписка на новости: